Сэннинбари 千人針 пояс с тысячей стежков
shin-an
| понедельник, 20 июля 2015
07.06.2015 в 03:29
Пишет
Umematsu:
Сэннинбари - пояс с тысячей стежков.Недавно пересматривала фильм "Могила светлячков" (2005). Там был такой эпизод, когда патриотически настроенные активистки приходят проводить в армию своего соседа, произносят речь о том, какая это честь, защищать свою страну, а под конец говорят "Мы принесли вам сэннинбари" и вручают ему вышитую тряпочку. В манге "Босоногий Гэн" семья Накаока собирает в армию старшего брата. Гэн, его брат и сестра стоят в людном месте и просят каждую проходящую мимо женщину сделать на тряпочке один стежок. Сэннинбари встречается в фильме "Письма с Иводзимы" и во многих других фильмах о войне.
Так что же это такое?
читать дальшеСлово "сэннинбари" ( 千人針 ) можно перевести как "стежки тысячи человек". Обычай вручать сэннинбари уезжающему на фронт мужчине появляется во время русско-японской войны. Первоначально это был амулет в виде пояса, который был призван защитить солдата от пуль и прочих несчастий. Уже потом сэннинбари могли носить как головную повязку - хатимаки или даже как флаг. Другие названия такого амулета сэннинмусуби ( 千人結び ), "узелки тысячи человек" и сэннинрики ( 千人力 ), "сила тысячи человек". Для того, чтобы амулет приобрёл защитную силу, нужно было, чтобы тысяча разных женщин сделали на нём по одному стежку или узелку красной нитью.
Вера в чудодейственную силу сэннинбари восходит к нескольким источникам. Не только в Японии, но и во многих других странах вышивка, в том числе сасико, японская вышивка стежками, считалась не только украшением, но прежде всего защитой. Амулетом была и одежда, сшитая коллективно, хэйанские дамы, вместе шившие одежду для своих сюзеренов, не просто тусовались, они занимались охранной магией. Тысяча было священным числом, тут можно вспомнить о тысяче бумажных журавликов, которые исполняют желания. Живот в Япониии считался вместилищем души, поэтому любая одежда, защищающая живот, будь то пояс оби или повязка на живот харамаки становилась оберегом и была призвана затруднить выход души из тела. Поэтому амулет, защищающий жизнь, повязывали именно на живот.
Как выглядел сэннинбари? Готовый пояс имел длину около метра и ширину около 15 сантиметров к которому привязывались завязки. Обычно он был белого цвета, но иногда встречались красный и другие цвета. Нитки, которыми делали вышивку, чаще всего были красными, цвет жизни, силы и энергии, но были сэннинбари и с чёрными или жёлтыми нитками.
Самый простой узор представлял собой бесконечные ряды повторяющихся стежков, но были и художественные варианты. Наиболее часто вышивали солнечный круг - символ страны, и тигра, символизировавшего силу и смелость. Также часто присутствовали слова буун те:кю: ( 武運長久 ), которые можно перевести как "долговременная военная удача". Иногда стежки сочетались с рисунками и каллиграфией, которые тоже обладали своей магией. Также на ткань могли пришиваться монеты.
Чтобы на ткани получился нужный узор, а также для того, чтобы знать, сколько стежков сделано рисунок заранее размечали кружочками внутри которых и нужно было делать стежки или узелки.
Иногда сэннинбари защивался в скользкий шёлковый чехол. Считалось, что вши будут соскальзывать с шёлковой поверхности и воин не будет от них страдать.
Сами солдаты относились к амулету по-разному. Кто-то верил в его охраняющие свойства. Кто-то брал его с собой на память об оставшихся дома женщинах, а кто-то наоборот считал, что сэннинбари притягивает несчастья и избавлялся от них или считал, что он придаёт только храбрость и силу, но делает человека безрассудным.
Женщины собирают стежки.
Пояса с вышитым изображением тигра и с иероглифом "тигр".
Пояс с жёлтыми узелками, надписью "молитва о долгой военной удаче" и с изображением тигра в бамбуке. Здесь хороша видна разметка.
Пояс с иероглифами "верность" и "мужество.
URL записи