Хацумодэ - от ночной молитвы до утреннего праздника oni-fukucho рассказал, как встречают Новый год в Японии, а я расскажу чуть-чуть про то, что происходит, когда праздничные блюда съедены, подарки подарены, а сто восемь ударов колокола уже давно отзвучали - про хацумодэ.Хацумодэ, оно же хацумаири (初詣 или 初参

, переводится с японского как "первое паломничество". Проще всего его назвать "первым посещением храма в новом году", но история этого ритуала сложнее, чем кажется.
Забегая вперед, стоит сказать, что мнение о том, будто бы хацумодэ - современный ритуал, неизвестный японцам вплоть до эпохи Мэйдзи, не совсем верно. Об этом иногда пишут и сами японцы, но здесь просто путаница в терминах. Да, выражение "хацумодэ" действительно появилось сравнительно недавно, но сам ритуал очень, очень древний: он упоминается уже в записях XI в., а зародился, очевидно, намного раньше.
Немного историиНачнем с того, что изначально перерыва между вечерним посещением храма (когда звучат 108 ударов колокола, дзёя-но-канэ) и утренним посещением не было. В те незапамятные времена, когда появился прообраз современного хацумодэ, японцы молились всю ночь напролет. Этот ритуал назывался "тосигомори" (年籠り
- от слов "тоси" (год) и "комору" (сидеть взаперти, проводить ночь в молитве). Члены семьи собирались вместе вечером в последний день года, шли в святилище и там молились о благополучии и счастье в новом году до самого рассвета.
Выбор святилища был обставлен целым рядом формальностей. Есть сведения, что изначально тосигомори проводили в святилище бога-главы рода или покровителя местности, но с проникновением в Японию китайской культуры и, в частности, китайских представлений об Инь и Ян, при выборе места для тосигомори стали учитывать так называемое "благоприятное направление" (恵方, эхо), которое каждый год рассчитывалось по-разному. Считалось, что, если помолиться в святилище, которое расположено на "несчастливом" направлении от твоего дома, то не только не будет удачи в новом году, но можно и навлечь на всю семью беды. Этому правилу следовали до самого периода Мэйдзи, когда с распространением железных дорог стало легче добираться до таких крупных и известных храмов, как Хэйкэн-дзи, Наритасан-синдзё-дзи и другие. О том, как вычислять "благоприятное направление", знали уже далеко не все, люди часто путались в этих формальностях, и постепенно правило "эхо" отошло в прошлое. Теперь необязательно каждый год выяснять, какой храм будет наиболее благоприятным - можно ездить в один и тот же.
Со временем тосигомори разделилось на два разных ритуала: вечерняя молитва дзёямодэ (除夜詣
и утренняя молитва гандзицумодэ (元日詣
, более известная как хацумодэ. Уже не требовалось проводить всю ночь в храме: можно было посетить храм вечером, под звуки колокола распрощаться с трудностями и грехами уходящего года, затем вернуться домой, за праздничный стол, и с первыми лучами солнца снова прийти в храм, на этот раз - помолиться о ниспослании удачи и здоровья на целый год вперед. Такой обычай еще называют "двойное посещение", или нинэн-маири: один раз в уходящем году, один раз в наступившем.
Итак, еще раз: тосигомори (молитва всю ночь до утра) => 1) дзёямодэ (молитва вечером) + 2) хацумодэ (молитва утром) = нинэн-маири.
Современное хацумодэ - не пустая формальность, а продолжение праздника. Телекомпании ведут репортажи с хацумодэ, как у нас - с "голубых огоньков", крупные компании обставляют этот ритуал со всей пышностью и солидностью. Хацумодэ популярно среди людей самых разных возрастов - так, согласно одному из опросов, около 45% японцев в возрасте до 20 лет и 60% японцев в возрасте старше 70 лет ежегодно совершают первое паломничество.
Японцы одеваются в самое лучшее, бывает, что в кимоно: из повседневной одежды оно давно стало праздничным и ритуальным нарядом. Храм для хацумодэ, как я уже писала выше, можно выбирать любой, и кстати, необязательно синтоистское святилище - это может быть и буддийский храм, например, тот же Хэйкэн-дзи (святилище и храм можно легко различить по названиям: у первого в конце будет "ся", "дзиндзя" или "дзингу", у второго "дэра" или "дзи"). Несмотря на то, что официально синто отделено от буддизма, некоторые ритуалы проводятся очень сходно.
Жестких правил, как проводить хацумодэ, нет - есть только традиции и этикет. Как правило, хацумодэ проходит утром 1 января, хотя допустимо прийти в храм и утром 2 января, и даже 3 января. 1 января в храмах наибольший приток народа, особенно это касается крупных храмов, ко входу в которые выстраиваются настоящие очереди. Непосредственно в святилище входить не принято, поэтому посетители останавливаются у входа, бросают пожертвования в специальный ящик и молятся об удаче в новом году.
Разница в поведении в синтоистском святилище и буддийском храме следующая:
- в святилище: сперва ополоснуть руки и рот, затем ударить в колокол, подвешенный над ящиком для пожертвований, опустить пожертвование в ящик, дважды поклониться, дважды хлопнуть в ладоши и поклониться еще раз;
- в храме: поклониться перед входом, ополоснуть руки, зажечь свечу, поклониться еще раз, сделать пожертвование и молитвенно сложить руки.
На хацумодэ японцы часто покупают обереги на будущий год: амулеты-омамори (у меня есть такой, из святилища Камикава-дзиндзя, на удачу в дороге), красные стрелы-хамая, отгоняющие демонов, вертушки-кадзагурума, грабли-кумадэ, загребающие счастье. В синтоистских храмах есть традиция подвешивать молитвенные таблички-эма ("нарисованная лошадь" - на них действительно часто рисуют лошадок), на которых пишут свои мечты на будущий год. В конце года амулеты собирают и сжигают, как отслужившие свое.
Что интересно, хацумодэ необязательно проводить только один раз! Есть поверье, что, чем больше храмов посетишь утром 1 января, тем удачливее будет год. Традиция посещать три храма и больше, распространенная в некоторых префектурах (например, Вакаяма, Миядзаки, Хиросима и др.), называется санся-маири (三社参り, дословно - "посещение трех храмов"). Но, как правило, ограничиваются одним.
Среди тех, кто хочет совершить хацумодэ, наиболее популярны четыре храма:
1) святилище Мэйдзи-дзингу в Токио, основанное в 1920 г. для поклонения императору Мэйдзи и императрице Сёкэн. В этом храме принято молиться за здоровье семьи, успешное завершение учебы и здоровое потомство. В первые дни нового года святилище посещают более 4 миллионов японцев.
2) святилище Фусими Инари Тайся в Киото, основанное в 711 г, крупнейшее из всех храмов бога плодородия Инари. В этом храме, как следует из образа бога Инари, молятся о процветании бизнеса, успехах в сельском хозяйстве, богатстве и удаче.
3) буддийский храм Наритасан-синдзё-дзи в Тиба, основанный в 940 г. и посвященный божеству Фудо-мёо (Акаланатха). В период хацумодэ более 10 миллионов человек молятся здесь о безопасности на дорогах, счастливом браке, прибавлении в семье и защите от несчастий (ведь не зря бог Фудо-мёо изображается с мечом и в окружении языков пламени: мечом он карает демонов, а огнем сжигает все нечистое, чтобы люди могли достичь просветления).
4) храм Хэйкэн-дзи (Кавасаки-дайси) в Канагава, основанный в 1128 г. и ежегодно принимающий в дни хацумодэ около 3 миллионов человек. Этот храм, как и предыдущий, особенно популярен среди приверженцев буддийской секты Сингон. Молятся в нем о защите от бед, о благополучии в семье, об удачной работе.
Ну, и придерживаясь традиции дневника для Такарадзуки, напомню, что среди актрис Такарадзуки каждый год с 1972 г. выбирают одну (дебютировавшую за год до этого), которая представляет всех остальных на хацумодэ. Это большая честь для девушек и часто - знак успешной карьеры: среди тех, кто участвовал в хацумодэ, много топ-звезд и просто ярких актрис. Почитать о том, кто был на хацумодэ раньше и как они выглядели, можно здесь, а от себя добавлю, что в этом году представлять театр на хацумодэ будет дебютантка 2014 года, мусумэяку Хосикадзэ Мадока.
Спасибо книжке Л.Арешидзе "Современный японский этикет" и японским интернетам 